Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
У «Я» ребенка есть возможность найти и снова упорядочить себя, соединить элементы, которые были разобщены, связать их в одно целое и приобрести ощущение силы и облегчения, катарсис интеграции, очищение через восстановление целостности
(Морено).
Развитие эмоционального интеллекта– является важным компонентом для гармоничного развития дошкольников и обязательным компонентом успешного обучения в школе. Часто родители уделяя большое внимание подготовке детей к школе в интеллектуальном блоке – математика, письмо, чтение, упускают из виду один из важнейших моментов- психологической готовности ребенка к дальнейшему обучению.
Развитие эмоционально- волевой сферы способствует саморазвитию личности ребенка. Понимание своих эмоций и чувств, осознавание их и проговаривание, умение понять чувства другого человека – помогают дошкольнику стать более успешным, хорошо адаптироваться в коллективе. Неумение владеть выразительными свойствами своего тела, снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа направленная, на развитие эмоционально-волевой сферы, очень актуальна и важна.
Программа по коррекции эмоционально-волевой сферы повышает социально-личностную компетентность ребенка, помогая развить адекватную самооценку
Программа направлена на решение следующих задач:
– развитие социальной адаптации, чувствительности;
– повышение самопонимания и понимания других;
– развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
– воспитание умения адекватно реагировать в различных учебных, семейных ситуациях;
– развитие способности к саморегуляции и самоконтролю;
– приобретение опыта самостоятельного преодоления трудностей;
– развитие навыков конструктивного межличностного общения;
– развитие навыков, необходимым для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности.
– снижение тревожности, импульсивности, агрессии;
– достижение целостности личности ребенка.
Занятия проходят в мини-групповой форме.
Группа состоит из 2-3 человек.
Длительность одного занятия составляет 45 мин.
Периодичность – 1 раз в неделю на протяжении 12 недель( 3 месяцев).
Перед занятиями и после проведенного курса проводится индивидуальная диагностика.
Основные блоки которые используются в занятиях:
-Развитие эмоциональной сферы
-Знакомство с моральными чертами характера
-Развитие коммуникативных способностей «Страна понимания»
В программе используются методы детской психодрамы, психогимнастика, песочная терапия, арт- терапия.
Арт- терапия в сочетании с песочной терапией способствует гармонизации эмоциональной сферы, развивает воображение и
творчество, происходит обучение взаимодействию со сверстниками, накопление кинестетического и сенсорно-перцептивного опыта.
Метод детской психодрамы с использованием песочной терапии помогает проиграть сложные ситуации, избавиться от напряжения и внутренних конфликтов, проработать страхи, агрессию. Через игру- ребенок обучается социально- приемлемым способам разрешения конфликтов, у ребенка рождается чувство доверия, принятия и успешности.
Использование музыки положительно влияет на развитие нервной системы ребенка, стимулируя активность, вызывая различные эмоциональные впечатления, создавая хорошее настроение и оживляя впечатления.
Сверстники, участвующие в группе выполняет важные функции в развитии ребенка и преодолении его трудностей и проблем:
– предоставляется возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре;
– группа позволяет пробовать и разучивать новые роли;
– дает возможность проверять границы допустимого;
– помогает преодолеть эгоцентризм благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
– способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или непринятию другими детьми;
– ставит перед ребенком задачу определить свое отношение к этим «другим».
В группе дети получают новый опыт: претензии нужно высказывать, о намерениях – сообщать, нормы, правила и санкции – согласовывать, а иногда и изменять. Новое поведение ведет к серьезному изменению «Я» ребенка: благодаря участию в группе сверстников ребенок учится быть самим собой среди многих других.
Признание и популярность в группе существенно зависят от способности к сотрудничеству, умения высказывать свою точку зрения и отстаивать свою позицию в споре, приходить к согласию.
Терапевтический эффект группы создается совокупностью всех этих функций, которые группа сверстников выполняет в ходе развития ребенка.
Программу ведет нейропсихолог Белова Светлана Юрьевна