Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, что за специалист– дефектолог и в чем заключается его деятельность. А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области.
Дефектология – (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).
Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция
Таким образом, это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику.
Дошкольный педагог-дефектолог – это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.
Основные формы работы-дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Главная задача дефектолога – определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.
Дефектолог:
Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. При составлении индивидуальной программы дефектолог основное внимание уделяет не образовательным задачам, а формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологическому базису для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике.
Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, познавательную активность, память, восприятие.
Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей дошкольного возраста.
Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, дефектолог просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
Коррекционная работа дефектолога разделена на блоки.
Блоки коррекционной работы:
1 блок Развитие психомоторики и всех видов восприятия (тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное).
2 блок Формирование пространственно-временных отношений, развитие конструктивных навыков.
3 блок Умственное развитие. Очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, память, мышление, воображение.
4 блок Нормализация ведущей деятельности возраста. В дошкольный период это игровая деятельность, а в начальный школьный период-учебная.
5 блок Формирование и развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
6 блок Работа над развитием понимания речи. Формирование, развитие и обогащение пассивного и активного словаря, развитие грамматического строя речи, формирование и развитие связной речи.
7 блок Формирование элементарных математических представлений.
8 блок Формирование регуляции поведения, нормализация эмоционально-волевой сферы.
Необходимы ли ребенку занятия с дефектологом?
Когда ребенку нужны занятия с дефектологом и кто должен позаботиться об этом? Этот вопрос нередко задают не только те, чьи дети действительно нуждаются в помощи этого специалиста, но и родители, которым кажется, что ребенок развивается «как-то не так». Для того чтобы не мучиться напрасными сомнениями или, напротив, вовремя попасть на консультацию, поговорим о том, кто такой дефектолог и какую помощь он может оказать?
Что нужно ребенку, который отличается от сверстников уровнем развития? Если он обгоняет их по интеллектуальным и/или физическим показателям, то ответ понятен: нужно поддерживать его познавательную активность, определять в класс с углубленным изучением предметов, готовить к олимпиадам, соревнованиям и т.д.
А если ребенок отстает от ровесников? В этом случае на помощь приходит уникальный специалист – детский дефектолог, одинаково хорошо разбирающийся как в педагогике и особенностях детского развития, так и в медицине, ведь в основе большинства дефектов развития находится травма, внутренняя патология, заболевание и т.д.
Задача дефектолога не просто выявить причины отклонения в развитии у проблемного ребенка, но и подобрать механизм их компенсации, помочь юному пациенту в социальной адаптации. Именно поэтому в этой профессии могут состояться люди с высоким интеллектом, в том числе эмоциональным, коммуникабельные, терпеливые, творческие, не устающие искать новые «ключики» к каждому ребенку, приходящему на прием.
Что дают занятия с дефектологом детям?
Вопреки искаженному восприятию дефектолога как специалиста для детей с серьезными отклонениями в развитии, он может помочь и ребятам, которые имеют какие-либо проблемы в учебе. Занятия с дефектологом полезны тем, кто с трудом справляется с программой детского сада или школы, не имея при этом выраженных психических или физических отклонений.
Некоторые родители комплексуют: если уж попал на прием к дефектологу, то будешь заниматься у него вечно и «попадешь в дурачки». Они до последнего будут доказывать педагогам, что их ребенок в такой помощи не нуждается. Напрасно: детский дефектолог снимает страх и напряжение ребенка, помогает справиться с болезненной агрессией по отношению к учебе. У детей повышается самооценка, когда они понимают, что могут справиться с заданиями наравне с одноклассниками. После этого дефектолог им не нужен.
Неоценимую помощь оказывают ребятам с выраженным отставанием в развитии, обусловленном поражением нервной системы. Для них необходимо комплексное лечение и взаимодействие ряда специалистов-врача, логопеда и дефектолога. Можно сказать, что обучение у дефектолога очень индивидуально: для каждого ребенка вырабатывается специальная программа коррекции, которая коррегируется в зависимости от динамики.
Дефектолог или логопед?
Нужно понимать, что услуги дефектолога и логопеда не одно и то же. Если логопед – сравнительно узкий специалист, занимающийся развитием речевого аппарата и постановкой правильного произношения, то дефектолог помогает детям формулировать и высказывать свои мысли, держать внимание, понимать и выполнять задачи, которые ставят педагоги, и т.д.
Круг проблем, которые решают занятия с дефектологом, очень широк и включает в себя коррекцию различных психических и физических отклонений в развитии ребенка. Этот специалист, в отличие от логопеда, начинает заниматься с детьми от 1 года. Аудитория логопедов начинается с трехлетнего возраста.
Если ребенку необходимы занятия с дефектологом, то не раздумывайте – обращайтесь и действуйте в плотном контакте с ним. Сегодня разработаны великолепные методики, позволяющие откорректировать даже очень серьезные отклонения в психофизиологическом развитии детей и нет ни одной причины лишать их помощи грамотного специалиста.