Дорогие родители!
Пройдите этот экспресс тест, чтобы понять, нужна ли вашему ребенку
нейропсихологиче
Для этого Вы можете ответить на предлагаемые вопросы: «Да» или «Нет».
Если хотя бы на 3 из 11 вопросов вы ответили положительно, то есть повод обратиться к нейропсихологу и пройти более подробную диагностику и, при необходимости, нейропсихологиче
Нейропсихология.
(метод “Замещающий онтогенез”, авторы Семенович Анна Владимировна и Архипов Борис Алексеевич).
Каждая мама перед школой старается обеспечить наилучшие условия, для того, чтобы ребенку было легче войти в школьную жизнь. В последние годы резко возросло количество детей, которые при достаточно хорошей подготовке к школе в первом классе испытывают трудности в школе : несформированность произвольной регуляции, ребенку трудно сидеть и внимательно слушать учителя, не отвлекаясь ,при невозможности выполнить в полном объеме программу школы часты- неврозы, истощаемость нервной системы, психосоматические проблемы.
Родителям нужно помнить, что объем и трудность материала в школе достаточно велики, даже в первом классе. Ребенок может хорошо овладеть счетом, письмом, но все равно испытывать сложности, недостаточно хорошо запоминает, невнимателен, отвлекается, быстро устает и теряет интерес к занятиям, а при больших нагрузках начинает болеть, конфликтует дома и одноклассниками. Родители часто удивляются, ребенок ведь пошел подготовленный в школу, и дома все получалось, отчего же такие трудности в школе, с учителем, ребятами? Решить эти проблемы невозможно без выявления истинных причин.
Если ребенок имеет определенные искажения в развитии онтогенеза (период раннего развития), то даже при хорошем интеллекте будет испытывать значительные трудности в обучении. Кроме того, дети попадают в ситуацию строгих правил. Идет постоянная оценка и сравнение их деятельности. Не всем ребятам удается с этим справиться. Начальный период обучения выявляет скрытые причины. Трудности связаны с внутриутробной и (или)возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга в первую очередь стволовых и подкорковых. Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорко-корковых, и межполушарных взаимодействий. На психическом уровне это проявляется в дизонтогенезе речевой деятельности, и соответственно в учебной и социальной неуспешности. Поэтому так важно докапаться до первоначальной причины нарушений, и затем исправить ее. Ведь для того, чтобы растение было крепким и здоровым, нужна хорошая почва, грамотный уход.
Так и здесь нейропсихологи готовят мозг к правильному, не искаженному восприятию информации, и правильной слаженной работе всего мозга. Необходимо развить те участки головного мозга, которые работают не в полную силу, скомпенсировать за счет сильных звеньев мозга функциональную недостаточности других. Своевременная работа поможет выявить возможные отставания в их развитии и предотвратить школьную неуспеваемость в дальнейшем. Высшие психические функции мозга пластичны в дошкольном и раннем школьном возрасте, хорошо поддаются коррекции до 9 лет, в дальнейшем скорректировать те или иные нарушения значительно сложнее. Все вышеизложенное касается детей, в медицинской карте которых, их состояние квалифицируется как норма.
Нейропсихология- это наука о связи психических процессов(мышления, внимания, памяти, речи и т.д.) с работой головного мозга, отдельных его отделов, с функционированием правого и левого полушария головного мозга. Нейропсихологическая диагностика и коррекция по методу замещающего онтогенеза помогает справиться с трудностями в обучении, и школьной дезадаптации. Вначале проводится диагностика. Диагностика не аппаратная, психолог в течении 1-1.5 часов предварительно ознакомившись с первичной анкетой, которую заполняет мама о раннем развитии ребенка, проводит диагностику всех высших психических функций: двигательные функции, кинестетический и кинетический праксис, зрительно пространственное восприятие, внимание, зрительная и слуховая память, фонематический слух, копирование и т.д. На основании диагностики составляется программа коррекционной помощи ребенку. Программа построена таким образом, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций и представляет собой трехуровневую систему(1, 2 и 3 блок мозга). Каждый из уровней коррекции имеет свою направленность и прорабатывается в результате регулярных занятий. Работа на первый блок мозга помогает активизировать подкорковые образования, повышая энергетический баланс, правильное функционирование отделов головного мозга. Работа на второй блок направлена на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушария. Работа на третий блок мозга, уровень произвольной саморегуляции, направлена на формирование оптимального статуса передних(лобных) отделов мозга.
Программа включает в себя: 1-психомоторную(двигательную), и второй этап –когнитивнуя коррекцию. При необходимости, параллельно с когнитивной частью включаются упражнения на расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков, формирование положительной оценки себя и своих способностей. Коррекция по методу замещающего онтогенеза показана детям как имеющим значительные трудности в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, так и детям имеющим вариант «нормы» в интеллектуальной сфере, но имеющим- общую моторную неловкость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, сниженную работоспособность, двигательную заторможенность или расторможенность, эмоционально-волевые проблемы, трудности пространственного характера, имеющим нарушение внимания, памяти и т.п.
Программа нейропсихологического сопровождения детей по методу замещающего онтогенеза состоит из двух важных частей:
Первая часть программы- психомоторная, по длительности приблизительно( индивидуально зависит от каждого ребенка) 6 месяцев. Ребенок занимаясь с психологом 1 или 2 раза в неделю, обязательно в течении всей недели до следующего занятия, должен ежедневно выполнять изученные на занятии упражнения(так как новые адаптивные нейронные цепочка становятся устойчивыми только при многократном повторении одних и тех же действий).Психомоторная часть программы преимущественно ориентирована на развитие и коррекцию 1-го функционального блока мозга и соответственно активизацию базовых составляющих подкорково-корковых и межполушарных структур. Упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза (развития )
Вторая часть программы- когнитивная. Она направлена на коррекцию когнитивных процессов(слухо- речевую память, зрительно-пространственную координацию, фонематический слух, развитие мелкой моторики и графических навыков, построение логико-грамматических конструкций и произвольной саморегуляции) ориентирована на развитие 2-го и 3-го функционального блока мозга
Как в первую, так и во вторую часть программы включены упражнения на развитие внимания, снижение эмоционального напряжения, упражнения с правилами.
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, исходя из этого, в начале коррекционного процесса предпочтение отдается двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
В программу психомоторной и когнитивной коррекции включены следующие виды упражнений:
Дыхательные упражнения – улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, улучшают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью.
Глазодвигательные упражнения – развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение.
Базовые сенсомоторные двигательные упражнения, растяжки, суставная гимнастика, упражнения на развитие пространственных представлений – оптимизируют мышечный тонус (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц), придают равномерность психомоторному развитию, активизируют межполушарные отделы мозга, благоприятно воздействуют на развитие мышления и речи, зрительно-пространственную координацию
Упражнения по развитию мелкой моторики – помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию зрительного восприятия, развивают графические навыки.
Упражнения на релаксацию – снижают нервное напряжение, дают ощущение покоя и сосредоточенности, помогают избавиться от симптомов переутомления.
Массаж и самомассаж- направлены на развитие саморефлексии, общей гармонизации организма, являются способом профилактики негативных телесных состояний организма. Активное участие рук стимулирует кровообращение в кончиках пальцев, нервные окончания которых связаны с мозгом
А также артикуляционные упражнения, упражнения для развития пространственных представлений убираются проявления зеркальности при письме, развиваются графические навыки, зрительная и слуховая память, внимание, развитие фонетико-фонематических процессов, мышления.
Программа мозжечковой стимуляции
со специальным оборудованием Learning Breakthrough Kit (Balametrics)
Программа мозжечковой стимуляции (Balametrics) была впервые разработана американским доктором Френком Бильгоу более 30 лет назад. С тех пор она хорошо себя зарекомендовала и позволяла добиться высокой эффективности и положительной динамики в работе с детьми при:
Почему необходимо стимулировать именно мозжечок?
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток – нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?
Очень долго ученые считали, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка пересмотрена. Многие исследователи теперь считают, что мозжечок – это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.
Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.
Мозжечок – это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга.
Описание программы мозжечковой стимуляции (Balametrics)
Программа мозжечковой стимуляции проводится с помощью специального оборудования Learning Breakthrough Kit (Balametrics), в которое входит балансировочная доска с возможностью прокрутки на 180 градусов, разновесные мешочки, мяч, сцепленный с веревкой и другое дополнительное оборудование. С помощью этого оборудования, а также определенных двигательных упражнений (балансируя на доске, отбивать и ловить мяч, попасть мячом в цель и др) происходит стимуляция мозжечковых отделов головного мозга ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизируются моторные и речевые центры. Это способствует развитию координации, общей моторики, осознанию схемы собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения, речи ребенка.
Программа мозжечковой стимуляции применяется как отдельное занятие 2-3 раза в неделю курсами по 15 занятий, так и дополнение к основной программе нейрокоррекции по методу замещающего онтогенеза.