Программа мозжечковой стимуляции на оборудовании Learning Breakthrough Kit (Balametrics)
Программа мозжечковой стимуляции (Balametrics) была впервые разработана американским доктором Френком Бильгоу более 30 лет назад. С тех пор она хорошо себя зарекомендовала и позволяет добиться высокой эффективности и положительную динамику при:
– нарушение формирования речи у дошкольников
– нарушении координации движений, моторной неловкости;
– нарушении внимания;
– гиперактивности;
– нарушениях аутистического спектра;
– проблемах с овладением школьных навыков;
– дисграфии, дислексии (нарушении устной и письменной речи, ошибки в процессе письма и чтении);дискалькулия( ошибки в математических действиях)
– ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
Почему необходимо стимулировать именно мозжечок?
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток – нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?
Очень долго ученые считали, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка пересмотрена. Многие исследователи теперь считают, что мозжечок – это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.
Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.
Мозжечок – это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Упражнения на неустойчивой платформе заставляют наш мозг работать в новом режиме. Тело балансирует, пытаясь сохранить устойчивое положение (равновесие), включаются более «глубокие» зоны головного мозга. Это открывает возможности стимуляции, в том числе и мозжечковой зоны, ответственной за положение тела в пространстве, координацию. Постоянным поиском баланса мы развиваем проприорецепцию, воспитываем так называемое «мышечное чувство». А нам это так необходимо для координированной работы артикуляционного аппарата и речи в целом.
Основным элементом тренажера является балансирующая деревянная доска, стоя на которой выполняются упражнения (отбивать и ловить мячи и другие предметы, попасть мячом в цель и др.) Игровое пособие способствует развитию общей моторики, осознанию схемы собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Ребенок, стоя на балансировочной доске и выполняет различные задания, связанные с синхронизацией двигательных и когнитивных функций, а также зрительно-моторной координацией. Например ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и при этом называет буквы алфавита, цифры или называя животных, растения, цветы и т.д.
Описание программы мозжечковой стимуляции (Balametrics)
Программа мозжечковой стимуляции проводится с помощью специального оборудования
Learning Breakthrough Kit (Balametrics), в которое входит балансировочная доска с возможностью прокрутки на 180 градусов, разновесные мешочки, мяч, сцепленный с веревкой и другое дополнительное оборудование. С помощью этого оборудования, а также определенных двигательных упражнений (балансируя на доске, отбивать и ловить мяч, попасть мячом в цель и др) происходит стимуляция мозжечковых отделов головного мозга ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизируются моторные и речевые центры. Это способствует развитию координации, общей моторики, осознанию схемы собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения, речи ребенка.
В начале и конце цикла занятий проводится диагностика.
Продолжительность занятия в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей 30-35 мин для дошкольников
40-45 мин для школьников. Цикл занятий включает в себя 16 занятий 2 раза в неделю ( 8 недель). При необходимости курс можно повторить.
В программу включены также упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти, мышления, развитие мелкой и крупной моторики, а также упражнения «Гимнастики мозга» Выполняя упражнения – ребенок способен развить себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Предлагаемый комплекс упражнений за счет развития межполушарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук, повышает умственную работоспособность и интеллект.
Итак, с помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность иных коррекционных программ, в том числе, занятий с логопедами, педагогами, дефектологами. Программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, исходя из его возраста, особенностей и возможностей.
Комплексный метод имеет большой спектр применения, результатами занятий становятся такие показатели, как:
– развитие координации движений;
– развитие пространственных, зрительных представлений;
– стабилизация функций вестибулярного аппарата;
– межполушарное развитие;
– личностные изменения;
– развитие концентрации внимания, памяти;
– стимулирование психического развития.