Контакты:

  • Московская область, г. Мытищи
  • ул. Карла Маркса, д.2
  • 8 (968) 566-24-34
  • 8 (968) 566-02-01
  • mudriiya@yandex.ru

Рекомендации родителям

Обучение детей двух-четырех лет сюжетной игре

Что нужно делать взрослому, чтобы ребенок научился играть.

Прежде всего нужно обогащать жизненный опыт ребенка, из которого он будет черпать сюжеты для своих игр. Привлекайте его внимание к занятиям взрослых, обсуждайте и комментируйте их (например «Бабушка готовит вкусную еду», «Мама укладывает ребенка спать», «Папа купает малыша, гуляет с ним» и пр.). Помните, что первые игровые действия ребенка возникают из подражания действиям взрослого. Недостаточно просто купить малышу куклу и предметы ухода за ней. Очень долго действия с этими игрушками будут оставаться на уровне простых манипуляций. Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайте игровые действия сними. Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь к ней: «Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка, давай я тебя покормлю кашкой». Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваете со своим ребенком. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру: попросите покормить куклу, распределяйте с ним игровые действия. Можно сказать так: «Машенька, давай вместе покормим куклу. Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из этой чашечки». Постепенно вводите в игру новые персонажи и предметы (например, скажите: «Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молока ?»)

Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. Если ребенок еще совсем мал, эти ситуации будут разрозненными. Малыш может долго катать куклу в коляске, или без конца причесывать ее, или купать в ванночке, застревая на одном и том же действии. Ваша задача – не прерывая игры ребенка, постараться разнообразить ее. Если вы видите, что ребенок без конца кормит куклу, спросите у него: «Может быть куколке пора спать? Где ее кроватка?»  тем самым вы подтолкнете малыша к новым игровым действиям.

Если вы сами инициируете совместную сюжетную игру, старайтесь организовать ее как целостную ситуацию, воспроизводящую последовательность нескольких реальных событий, а не как обучение ребенка отдельным игровым действиям. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны и побуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу – причесал куклу, увидел утюжок – начинает гладить все, что лежит на столе. Долгое время ребенка будет вполне устраивать такая игра. Однако вы можете время от времени предлагать ему более сложные образцы игры, договариваясь с малышом о том, как вы будете играть, например: «Давай мы сначала сварим суп, потом покормим мишку, а потом положим его спать» или «Ляле пора купаться. Давай помоем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом погуляем с ней». Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но ни в коем случае не требуйте от него неукоснительно следовать вашим указаниям. Игра – это не занятие, а овладение сложными сюжетами далеко не сразу. Даже в младшем дошкольном возрасте игра не всегда разворачивается по предварительному плану и представляет собой цепочку разрозненных игровых действий.

Предлагая малышу поиграть, старайтесь сделать игру интересной для него, поэтому сами играйте с увлечением. Чаще вспоминайте свой детский игровой опыт, свои переживания во время игры. если малыш не умеет говорить, отвечайте за него. Со временем он начнет повторять ваши слова, произносить собственные.

Постепенно вводите в игру предметы-заместители, например используйте вместо ложки палочку, вместо хлеба – кубик, вместо яблочка – шарик и пр. это будет способствовать развитию воображения ребенка.

Поощряйте игровую инициативу ребенка. Если он приносит вам свои игрушки и просит поиграть с ним – обязательно выполните его просьбу.

Старайтесь соблюдать важное правило: не превращать игру в занятие. Избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, не прерывайте ее, а подключайтесь к ней в качестве равноправного партнера.

Если взрослые уделяют особое внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к двум годам у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре.

На третьем году жизни ребенка его игра становится более самостоятельной, разнообразной и богатой по содержанию. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ним.

Но пожалуй, главное достижение в игровой деятельности в этом возрасте – бурный рост воображения. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года жизни уже способны придумывать их самостоятельно. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла; шарик – вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. так игра становится по – настоящему творческой.

Важное значение в процессе развития творческой игры играет речь, которая помогает ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалоги с партнерами, планировать дальнейшие действия (разговаривать с куклами и животными, обращаться к ним с предложениями, хвалить, делать замечания, отвечать от их лица и пр.).

На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер. Такая игра получила название «роль в действии». Однако к концу раннего возраста у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером; куклу – дочкой или сыночком и пр.

Помогайте ребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с их последовательностью в реальной жизни (например, сначала приготовить кукле еду, потом не забыть покормить ее, затем уложить спать и помыть посуду).

В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения.

В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения. Учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.


 В какие игры играть с малышами

 Есть родители, которым трудно придумать как и во что играть с ребенком, какие сюжеты  разыгрывать с малышом. Некоторые родители испытывают неловкость и неуверенность в игровой деятельности, им сложно быть на одном уровне с малышом. Поэтому я приведу ряд тем, которые помогут развить и разнообразить совместную игровую деятельность ребенка и родителей. При организации игр следует учитывать интересы и желания ребенка, степень овладения им игровыми навыками, проявлять собственную фантазию и выдумку, гибко варьировать свое игровое поведение в зависимости от поведения малыша. Разумеется, приведенные примеры не исчерпывают всех возможностей сюжетных игр. Их может подсказать сама жизнь маленького ребенка, прочитанные ему книги, любимые мультфильмы.


Пора кушать

-Накрыть стол, расставить посуду

-Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, палочки) и покормить куклу из ложечки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.

-Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.

-Испечь пирожки (из пластилина, теста) и угостить кукол и зверей.

-Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебом, нарезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (кубик, палочка, детали от конструктора или мозайки, фантик)

-Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.


Баюшки-баю

–Запеленать куклу.

-Погладить и обнять ее.

-Побаюкать на руках.

-Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.

-Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок:

Вот тебе под спинку

Мягкую перинку.

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Мягкие подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.


Надо-надо умываться.

-Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать шарик, кусочек поролона)

-Вымыть кукле голову шампунем ( из пластмассовой баночки), вытереть .\

-Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.

-Почистить куклам зубки (палочкой или детской зубной щеткой)

-Посадить куклу на горшок

-Умыть куклу из тазика

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Кто у нас хорошая?

Кто у нас пригожая?

Катенька хорошая,

Катенька пригожая.


Мы идем гулять

-Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы).

-Укачивание ее на руках или в коляске.

-Прогулка на машине, на руках, на санках, в коляске.

-Катание куклы с горки.


Кукла заболела

-Жалобы куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее.

– Отвезти куклу на машине в больницу.

-Послушать сердце (трубочкой, ухом)

-Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом)

-Сделать укол (палочкой, пальцем, шприцом)

-Дать таблетку (для этой цели подойдет бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка)

-Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика)

-Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью)

-Полечить ушко (закапать пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать ушки палочкой с мазью)

-Сделать на ногу или руку повязку кусочком бантика.

-Дать витамины (горошки, пуговички)

-Напоить горячим чаем с медом (малиной)

-Уложить в кроватку

-Спеть песенку, успокоить, пожалеть куклу.


В магазине

-Разложить на столике овощи, фрукты, предметы-заместители.

-Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца.

-Спросить у продавца, какие продукты есть в магазине.

-Выбрать необходимые продукты и сложить в корзину

-Заплатить продавцу деньги (предметы-заместители- листочки, пуговки, детали от мозайки)

-Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе.

-Вымыть овощи или фрукты

-Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им…

-Сварить в кастрюле суп.

По завершении этой игры можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине.


Приходите в гости к нам

-Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками)

-Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей.

-Рассадить гостей за столом

-Предложить им угощение, поинтересоваться кто что хочет

-Разложить угощения на тарелки, покормить гостей

-По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой

-Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.


Домашние заботы

-Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке)

-Постирать одеяло, простынку

-Посушить белье (повесить на веревочку или батарею)

-Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком-кирпичиком)

-Положить в шкаф или в кроватку


В парикмахерской

-Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек

-Вымыть кукле голову (пустой тюбик от шампуня или кубик вместо мыла)

-Высушить волосы феном (водить над головой кубиком и жужжать)

-Причесать куклу (расческой, палочкой)

-Приколоть заколку, бантик

-Посмотреться в зеркало (можно в крышку от банки)


У меня зазвонил телефон

-Разговор по телефону с мамой, папой, дедушкой…

-Разговор с врачом (вызвать врача, сказать что болит)

-С продавцом (спросить есть ли в магазине яблоки, конфеты…)

– Читаем стихотворение Чуковского и разыгрываем…


Цирк

Предложите ребенку отвезти кукол и зверей в цирк. Усадите их на стулья или диван. Перед ними на ковре устройте арену цирка, разместив на ней артистов (мягкие или заводные игрушки, народные игрушки). Говорим, что сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, она умеет очень хорошо кувыркаться и показываете. А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова. Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц-бить в барабан…После каждого выступления хлопаем в ладоши.


Я-шофер

-Перевозка на грузовых машинках продуктов в магазин

-Перевозка строительных материалов на стройку

-Гонки на автомобилях

-Починка автомобиля

-Мытье автомобиля

Варианты-игры в летчиков, капитанов морских кораблей. В эти игры хорошо включать элементы конструирования, которые мы сейчас и рассмотрим.


Игры с кубиками

-Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчики, кроватки, скамейки)

-Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, длинных и коротких дорожек

-Строительство будки для собачки

-Строительство башни для петушка

-Строительство загонов для лошадей, коров, строительство зоопарка

-Строительство гаражей для больших и маленьких машин

-Строительство ангаров для самолетов

В соответствии с выбранным сюжетом игрушки размещаются в тех или иных постройках (например, куклы могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг к другу, машины ездить по делам и заезжать в гаражи; построить домики для трех матрешек разной величины, а чтобы они могли ходить в гости надо построить дорожки из брусочков –кирпичиков, можно включить в игру маленькую машинку и прокатить по ней матрешку, если к примеру у нее заболела ножка)


Приведу пример игры:

«Петушок поет»

Покажите ребенку петушка. Смотри петушок проснулся, запел свою песенку «ку-ка-ре-ку», хочет всех разбудить. Он хочет крылышками помахать, высоко взлететь, чтобы все видели, какой он красивый, и слышали, как он поет. Он любит на заборе сидеть и петь. Давай построим ему заборчик? Где наши кубики? Обсудите, из каких кубиков лучше всего построить заборчик. Для начала его можно построить из нескольких кубиков, поставленных рядом с друг другом. Пусть петушок взлетит на заборчик, попрыгает по нему.

Затем обратитесь от имени петушка к ребенку: «Я хочу повыше заборчик» -и прокомментируйте: «Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построим высокий забор? Какие кубики возьмем?». Обсудите с малышом, как можно построить забор повыше. Предоставляя ребенку возможность самому построить забор, при необходимости помогите ему. После того, ка заборчик готов, обратитесь к петушку:   «Петя-петушок, вот какой высокий забор построил для тебя Максим. Взлетай высоко Петя!» Завершите игру песенкой:

Рано утром на дворе

Просыпаюсь на заре,

Ку-ка-ре-ку я кричу-

Разбудить ребят хочу.


По материалам Ю.И. Забаровской

Новости:

  • Тренинг МАСКОТЕРАПИЯ
    Перейти
  • Сказкотерапия для взрослых “Путь к своему успеху”
    Перейти
  • Тренинг для взрослых “Целительная сила сказки”
    Перейти
  • Тренинг для взрослых “Терапия Цветом”
    Перейти
  • “Цветотерапия: Чувства и эмоции цвета” Тренинг для Подростков.
    Перейти
  • Все новости

Cоциальные сети:

Обратная связь: