Контакты:

  • Московская область, г. Мытищи
  • ул. Карла Маркса, д.2
  • 8 (968) 566-24-34
  • 8 (968) 566-02-01
  • mudriiya@yandex.ru

      Мнемические процессы -это запоминание, сохранение и воспроизведение в головномппппп мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем воспроизводить в то время, когда самих предметов перед нами нет. Именно благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми видами деятельности.

Нужно тренировать все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную, эмоциональную).

Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится.

Чтобы память вашего ребенка интенсивно развивалась, нужно:

1.Учить с ним как можно больше стихотворений.

2.Разучивать и петь вместе песни.

3.Просить ребенка пересказывать небольшие рассказы и сказки, которые вы прочитали, задавать вопросы о прочитанном.

4.Расспрашивать его о том, как прошел день, что видел на прогулке, с кем играл, в какие игры и т.д.

5.Учить и постоянно повторять информацию для механического запоминания: адрес, день рождения, имена и отчества членов семьи, кто кем работает, дни недели, месяцы года, счет, алфавит.

6.Выполнять задания по пособиям, развивающим память ребенка

7.Следовать рекомендациям учителя-дефектолога по развитию памяти у ребенка разнообразными методами.

Упражнения на развитие памяти, внимания и мышления

1.Запоминание стихотворений  для развития слухоречевой памяти.  Сделать это быстрее и эффективнее вам поможет знание законов памяти:

–Лучше усваивается первая и последняя информация. Поэтому перед тем как что -то учить кратко расскажите ребенку о чем будет текст.  Прочитайте его. Потом задайте вопросы по тексту. (О ком или о чем рассказывается? Что делает персонаж? Что происходит? Кто тебе больше понравился и наоборот? Почему?)

-Учите ребенка составлять план и рассказывать по нему. В плане обязательно должны быть использованы рисунки или значки-символы. Чем меньше слов используется при составлении плана тем лучше.

Важно учитывать, что чем больше ребенок знает по запоминаемой теме, тем легче ему будет запомнить материал. Так же можно использовать следующие приемы:

-Зарисовать стихотворение. Нарисуйте к каждой строчке 1-2 картинки. Глядя на них ребенку будет легче рассказывать стихотворение

-Начинайте строчку, а ребенок должен будет ее завершить

-Говорите строчки по очереди (одну-вы, одну –ребенок)

-Если стих большой, его обязательно нужно разделить на несколько частей

-Если это возможно, попытайтесь рассказать стих руками. Например «дует ветер»-поднимите руки вверх и сделайте покачивающие движения, если плывет кораблик, то сложите ладони лодочкой и совершайте волнообразные движения и т.д. Т.К. память на действия у детей развита лучше, чем память на слова, такая опора на действия поможет быстрее выучить стихотворение.

-Повторяйте стихи как можно чаще. Так стихи можно повторять тонким голосом (как лилипуты), басом (как великаны), очень быстро (как пчелки), очень медленно (как улитки).

2. Стихи-небылицы

Эти стихотворения позволяют развивать не только память, но и мышление, внимание, умение выявлять нелогичные ситуации.

Прочитав ребенку такой стих, расспросите его, какие нелепости он заметил и запомнил.

Сел воробышек на дом-

Провалилась крыша.

Под березкою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука,

Рыбы ловят рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет седока.

3.Игра «Опиши игрушку»

  Развивает непроизвольную образную память.

  Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на       незнакомую игрушку, а затем описать ее. После этого вы убираете игрушку. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку и ее свойства.

Другой вариант игры, показываете ребенку 5-6 игрушек и просите их запомнить. Потом накрываете игрушки платком, называете признаки одной из них, а ребенок пытается отгадать что это. После чего меняетесь ролями и ребенок описывает признаки, а вы отгадываете.

4.Игра «Запомни картинки».

Способствует развитию зрительной памяти.

Предлагаете ребенку запомнить 10 картинок в течение 2 минут. Затем картинки убираются, а ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше.

5. Игра «Что изменилось»

Просите ребенка сначала внимательно рассмотреть 5 предметов (картинок) и назвать их. Затем просите ребенка отвернуться, а сами убираете 1-2 предмета или добавляете новые. После чего ребенок говорит что изменилось (чего не стало или что появилось).

6. Игра «Выстрой ряд» (6-8 игрушек)

Демонстрируете игрушки стоящие в ряд друг за другом и просите ребенка запомнить последовательность, в которой они стоят. Убираете игрушки и просите ребенка выстроить их в том же порядке.

7. Игра «Запомни рисунок»

Развивает зрительную память и произвольное  запоминание.

Показываете изображение, (по началу желательно чтобы тематика рисунка нравилась ребенку) и просите запомнить как можно больше деталей. Потом прячете рисунок и просите, чтобы ребенок по памяти рассказал, что запомнил.

8.Игра «Запомни слова»

Развитие слуховой памяти.

Существует несколько вариантов этой игры.

– Предложите ребенку внимательно прослушать несколько слов постараться их запомнить и повторить (МАЛИНА, РУКА, СТОЛ, НОГИ, ШКАФ, ГОЛОВА, ДУБ, ДИВАН, БЕРЕЗА, СТУЛ)

– Попросите ребенка ответить на какие группы можно разделить эти слова. Если затрудняется задаем наводящие вопросы:

-вспомни и назови части тела

-вспомни и назови деревья

-вспомни и назови предметы мебели

Другие слова (АВТОБУС, ГРУША, ЛОЖКА, ВИЛКА, ЯБЛОКО, ЧАШКА, БАНАН, МАШИНА, ТАКСИ, НОЖ)

Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей слухоречевой памяти.

9.Игра «Слушай и рисуй»

Развивает слуховую память и внимание.

Ребенок слушает стихотворение, а после рисует то, о чем в нем говорилось.

Нарисуем мы в тетрадке

Нашу детскую площадку.

Рисуем лавочку, грибок,

А вот песочница, песок.

На этой площадке рисуем качели,

А на краю- Цветные карусели

Можно читать несколько раз. Обращая внимание на цвет, форму и размеры предметов.

10. Игра «Найди отличия»

Показываете ребенку 2 предмета (две куклы или 2 машины). Просите запомнить. Потом прячете и просите вспомнить чем они отличались (РАЗМЕР, ЦВЕТ, ДЕТАЛИ, МАТЕРИАЛ). Можно использовать соревновательный элемент в виде фишек, чтобы ребенок соревновался со взрослым по очереди называя отличия и зарабатывая фишки.

11. Игра «Выполни движения»

Развитие зрительной и двигательной памяти.

Взрослый показывает несколько действий, не называя их. Просите ребенка повторить действия в той последовательности, в которой они были показаны.

Вариант 1

1 Руки поднять вверх

2 Сделать хлопок над головой

3 Руки развести в стороны

4 Сделать вращательное движение руками

5 Руки опустить вниз

Вариант 2

1 Руки поднять вперед

2 Сделать приседания

3 Исходная позиция

4 Голову повернуть направо

5 Голову повернуть налево

6 Голова прямо

Эту игру можно организовать и провести несколько иначе, сочетая показ упражнений с названием движения. В этом случае мы развиваем слуховую, зрительную и двигательную память. Возможен вариант, когда движения не показываются, а только называются.

12.Игра «Пары слов»

Развитие словесно-логической, ассоциативной памяти

Зачитываете ребенку слова и просите их запомнить парами по смыслу. После чего называете одно слово из пары, а ребенок договаривает второе, подходящее.

Лес-дуб

Медведь-берлога

Книга-буквы

Курица-цыплята

Альбом-краски

Топор-дрова…

13. Настольные игры «Мемори», «Сюрпризики», «Тачка» «Зоомагия», «Леденцы» 

В игровой непринужденной семейной обстановке будут способствовать развитию памяти ребенка, формированию произвольного внимания и саморегуляции.


Занимаясь с ребенком 5-7 лет по 15-20 минут родители и педагоги смогут развить его память, подготовить к школе, а следовательно, обеспечить в дальнейшем более успешное обучение!


 

Новости:

  • Тренинг МАСКОТЕРАПИЯ
    Перейти
  • Сказкотерапия для взрослых “Путь к своему успеху”
    Перейти
  • Тренинг для взрослых “Целительная сила сказки”
    Перейти
  • Тренинг для взрослых “Терапия Цветом”
    Перейти
  • “Цветотерапия: Чувства и эмоции цвета” Тренинг для Подростков.
    Перейти
  • Все новости

Cоциальные сети:

Обратная связь: