Контакты:

  • Московская область, г. Мытищи
  • ул. Карла Маркса, д.2
  • 8 (968) 566-24-34
  • 8 (968) 566-02-01
  • mudriiya@yandex.ru

Программа «Я взрослый» для подростков 13-15 лет.


Кто они: уже взрослые или еще дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как реагировать. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе. Они сами не знают, кто они, что могут, что на самом деле хотят. Не знают,  как справляться со своей сексуальностью и что делать, чтобы привлечь внимание: громко хохотать или говорить грубости, а может закурить при всех? Им хочется общаться, но они не всегда знают, как понять других. Но главное – как понять себя, нового, взрослеющего. Им трудно с собой. Часто они чувствуют, что не справляются, но они же теперь взрослые и поэтому не попросят о помощи. А если ее предложить, то отвергнут, ведь взрослые должны справляться сами. И тогда внутренний хаос начинает прорываться наружу.

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению. Взаимодействуя с существующими общественными ценностями в жизни, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями, и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. Несоответствие между реальным поведением и предлагаемыми  образцами формирует в сознании ребенка негативное отношение, как к предлагаемым ценностям так и к самому себе. Возникают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам осложненного поведения.


Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.

Задачи:

1.  Вооружить подростков системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия, социально-психологических ситуаций;

2. Дать возможность познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми;

3. Формировать умение организовывать оптимальное общение, контролировать эмоциональную и поведенческую реакцию;

4. Развивать навыки рефлексии и обратной связи.

Структура программы:

Диагностический этап – получение и осмысление учащимися новой информации о себе;

( 1 и 2–е занятия, сентябрь)

Формирующий этап – выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими;

Закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от негативных способов реагирования.


Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

1. Групповая деятельность – игровые тренинги и упражнения.

2. Беседы.

3. Для организации рефлексивной деятельности и отслеживания процессов тренинга в конце занятий проводится анкетирование «Откровенно говоря …», цветопись как форма самодиагностики своего эмоционального состояния участниками, оценка по 10-бальной шкале некоторых параметров тренинговых занятий, а также самоотчеты участников.

3. Консультативная работа с родителями с целью оптимизации взаимодействий в системе «родитель – ребенок».

Обоснование:

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка  часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими   школьниками,  нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только  к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем  зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций.

Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Программа социальной адаптации подростков создает условия для формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, что способствует их адаптации в социуме.


Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением, имеющим проблемы социальной адаптации.

Рассчитана на возраст 13-15 лет.

Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 10-12 человек.

Планируемые результаты: формирование эмоциональной стабильности, положительной самооценки, приобретение навыков  конструктивного общения подростков.


Основная часть

Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на формирование социальной адаптации подростков, восстановление позитивного отношения к себе и окружающему миру. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. Программа основывается на принципе постепенности: каждое последующее занятие логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, подросток постепенно углубляется в процесс познания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для позитивного общения.


Объём тренинговой работы – 20 час.

Режим работы:

Тренинг – 20 занятий по 1 часу 1 раз в неделю;

Для проведения групповой работы используется кабинет, предназначенный для работы с группами.

В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.

Для диагностики  использованы следующие методики исследования:

– Модифицированный восьмицветовой тест Люшера, Л.Н. Собчик.

– Опросник Томаса (поведение в конфликтной ситуации).

– Проективные тесты: « Дом-дерево-человек», «Человек под дождем» – показывает степень стрессоустойчивости, «Несуществующее животное», «Моя семья».

– Совместный рисунок «Мир, в котором я живу», который отражает как ощущает себя подросток в группе, как себя позиционирует, как выстраивает коммуникации.


Логика построения групповых коррекционных занятий:                   

1 занятие –  создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;

2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;

3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;

4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;

5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;

6 занятие – работа с эмоциональной сферой, основные законы психологии эмоций;

7 занятие  – работа с запретами на проявление чувств, развитие эмоциональной регуляции;

8 занятие – психогигиена эмоциональной жизни, баланс чувств и разума, приобретение навыка смотреть на ситуацию с разных позиций;

9 занятие – понимание причин поведения людей;

10 занятие – коллективное взаимодействие;   

11 занятие – социальные роли, которые играет человек;          

12 занятие – влияние эмоций на познание

13 занятие – Межличностная привлекательность: дружба, любовь;

14 занятие –     Я – концепция;

15 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;

16 занятие – как управлять своим состоянием;

17 занятие – стресс и способы его преодоления;

18 занятие – трудные ситуации и их развитие;

19 занятие  –  роль мотивации в деятельности подростка;

20 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.


Программу ведет, автор и разработчик программы специалист высшей квалификационной категории, подростковый психолог, семейный терапевт  Голивцева Ольга Александровна

 

Новости:

  • Тренинг МАСКОТЕРАПИЯ
    Перейти
  • Сказкотерапия для взрослых “Путь к своему успеху”
    Перейти
  • Тренинг для взрослых “Целительная сила сказки”
    Перейти
  • Тренинг для взрослых “Терапия Цветом”
    Перейти
  • “Цветотерапия: Чувства и эмоции цвета” Тренинг для Подростков.
    Перейти
  • Все новости

Cоциальные сети:

Обратная связь: