Основной принцип метода сенсомоторной коррекции – оптимизация психического развития через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферы ребенка.
При воздействии на сенсомоторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей естественного развития ребенка повышается продуктивность и уровень развития всех высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и пр.).
Занятия по программе представляют собой набор двигательных упражнений – дыхательных, локомоторных, глазодвигательных и пр. – подобранных по определенному принципу и направленных на нормализацию всей мозговой деятельности. Также включаются методы, направленные на улучшение произвольного контроля, зрительно-моторной координации. Упражнения для развития речевого дыхания и голоса, пространственных ориентировок, внимания, переключаемости, развития общей, тонкой и артикуляционной моторики. Продолжительность занятия составляет 45 минут.
Каждое занятие начинается с разминки и артикуляционно-двигательных упражнений.
Далее следуют психомоторные координации: реципрокные упражнения стоя; обручи (флажки), балансиры, мячи (мозжечковая коррекция); игры на внимание; пространственные диктанты (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста). Упражнения из МЗО (метод замещающего онтогенеза): ползание, растяжки и др.
Завершается занятие релаксацией с музыкальным сопровождением.
В рамках сенсомоторной коррекции предусмотрено выполнение ребенком домашних заданий и соблюдение родителями рекомендаций специалиста.
Регулярное самостоятельное выполнение упражнений повышает эффективность коррекционного курса. В случае возникновения затруднений, педагоги готовы провести дополнительные консультации, связанные с выполнением программы
Возможны групповая и индивидуальная формы проведения занятий, 1-2 раза в неделю.
Группы по сенсомоторной коррекции формируются в зависимости от психофизиологических особенностей, возраста, поведенческих и интеллектуальных возможностей детей.
Предусматривается набор группы, в которой будут заниматься дети в сопровождении родителей.
Возможны занятия по профилактике и коррекции дисграфии (для дошкольников – профилактика, для школьников – коррекция).
Для более эффективного развития ребенка, необходимо сочетание программы сенсомоторной коррекции с занятиями логопеда, психолога, дефектолога.
Программы и технологии:
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: – М.: Генезис, 2007.
Семенович А.В., Вологдина Я.О., Ланина Т.Н. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники.- М.: Дрофа, 2014
Цветкова Л.С., Семенович А.В., Котягина С.Н., Гришина Е.Г., Гогберашвили Т.Ю. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского-психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 1998.
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1-2 – М.: АЙРИС-пресс, 2015
Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
Новикова-Иванцова Т.Н. “Методы формирования языковой системы” (МФЯС)
– педагог-психолог высшей категории. Опыт работы 10 лет.
Образование: МПСИ. Психолог. Преподаватель психологии. Специализация Клинический психолог.
Повышение квалификации:
Нейропсихология детского возраста. Теория и методы нейропсихологической диагностики детей. Мастер-класс под руководством Цветковой Л.С., МПСИ, 2006
Нейропсихологический подход к проблеме учебной дезадаптации (Семенович А.В.), МГППУ, 2008
Актуальные проблемы современной дефектологии, МГГУ им.
М.А. Шолохова, 2010
Организация игровой поддержки развития ребенка на основе целевых комплектов развивающих игровых средств, МИОО, 2012
– учитель-логопед 1 категории. Опыт работы 10 лет.
Образование: МПГУ, «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)». Педагог-психолог для работы детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Повышение квалификации:
Учебный центр «Логопед Мастер» Ранний детский аутизм. Логопедическая помощь детям с коммуникативными нарушениями, 2010 г
Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики» Клинико- психолого-педагогическая диагностика и коррекция стойких трудностей в обучении детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста, помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, 2011 г.
Интеграция и социальная реабилитация лиц с нарушениями в развитии, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012
Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013
Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога в условиях реализации ФГОС, “Издательство “Учитель”, 2015